ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области
Меню сайта
Категории раздела
Наши опросы
|
Организационные основы защиты населенияОрганизационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться уже в ходе первой мировой войны, а затем гражданской войны. После ее окончания началось бурное развитие авиации: она стала способна наносить разрушительные удары по тылам противника. Это обусловило образование в СССР в 1932 году местной противовоздушной обороны (МПВО). 4 октября 1932 года – дату принятия Советом Народных Комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне территории СССР» принято считать днем рождения МПВО. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Следующий кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году в связи с появлением ракетно-ядерного оружия, спецификой защиты от него, необходимостью снизить потери и последствия в случае его применения. В этих условиях МПВО СССР была преобразована в Гражданскую оборону СССР, получившую в дальнейшем значительное развитие. Ее состояние в 60–70-е годы XX века было одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР. В конце 1990г. (27 декабря) в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями был образован Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Уже через полгода он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, который 19 ноября В начале 1992г. Штаб и управление ГО СССР, в связи с прошедшими в стране политическими изменениями были упразднены. В апреле 1992г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) ориентированная на защиту населения и территорий страны от опасностей как мирного , так и военного времени . Название «РСЧС», в связи с изменившимся предназначением и возложенными задачами , было уточнено в ноябре 1995г. и она стала называться Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС с сохранением прежней аббревиатуры – « РСЧС». Из всех восьми этапов развития системы следует особое внимание обратить на шестой и седьмой этапы развития: Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) На данном этапе развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; Таким образом , было положено начало существованию в стране двух государственных систем, одна из которых решает задачи защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий – гражданская оборона (ГО), а вторая – защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз? Прежде всего, она состоит в создании системы соответствующих организационных структур. В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах могут использоваться силы и ресурсы в том числе и гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны определены в ст.4 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»: Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ) Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) Состояние ГО должно обеспечивать гарантированный уровень защищённости населения, материальных и культурных ценностей, характерных для той или иной территории страны, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат. Сегодня на состояние и развитие ГО влияет целый комплекс факторов, появляются новые виды опасностей и угроз. Свой отпечаток накладывает и экономическая ситуация. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Все руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения. Структура ГО можно представить как совокупность
К силам гражданской обороны относятся:
Как уже упоминалось, 27 декабря 1990 года Постановлением Правительства Российской Федерации был создан Российский корпус спасателей. Его целями объявляются: прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Корпус возглавил С. Шойгу. В 1991 году на базе штаба ГО Российской Федерации и корпуса спасателей был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), который 10 января 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Гражданская оборона была выведена из состава Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС. Таким образом, ГО как организация прекратила свое существование и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выполняемых структурными элементами РСЧС. Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). 21 декабря 1994 года был принят Закон Российской Федерации № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. 5 ноября 1995 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указанным Постановлением утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым определены организационная структура и задачи РСЧС. (утратило силу N 794) Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты населения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени. В настоящее время система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана, и по оценке не только наших специалистов, но и специалистов в этой области из других стран, созданная в России система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из лучших в мире. Такие страны, как Япония, Китай при создании национальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, избрали Российскую модель. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основной целью создания этой системы было - объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время. Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования системы составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций. Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера. За время существования РСЧС проделана большая работа по их становлению и развитию. Создана нормативная правовая база функционирования РСЧС, созданы силы и средства системы, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных уровнях для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработаны технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д. Сегодня Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС осознается гражданами России как структура, способная обеспечить их безопасность в мирное время. Анализ ее деятельности на всех уровнях показал ее дееспособность и готовность к своевременному проведению всего комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий различных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время. |
Поиск
Архив записей
|