Четверг, 25.04.2024, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSS

ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области

Меню сайта
Категории раздела
Наши опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 73
Оценка эффективности обучения
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Организационные основы защиты населения

 Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

        В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться уже в ходе первой мировой войны, а затем гражданской войны. После ее окончания началось бурное развитие авиации: она стала способна наносить разрушительные удары по тылам противника.
Это обусловило образование в СССР в 1932 году местной противовоздушной обороны (МПВО).
4 октября 1932 года – дату принятия Советом Народных Комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне территории СССР» принято считать днем рождения МПВО.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Следующий кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году в связи с появлением ракетно-ядерного оружия, спецификой защиты от него, необходимостью снизить потери и последствия в случае его применения. В этих условиях МПВО СССР была преобразована в Гражданскую оборону СССР, получившую в дальнейшем значительное развитие. Ее состояние в 60–70-е годы XX века было одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.
В конце 1990г. (27 декабря) в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями был образован Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Уже через полгода он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, который 19 ноября
1991 г. был преобразован в Государственный комитет по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В начале 1992г. Штаб и управление ГО СССР, в связи с прошедшими в стране политическими изменениями были упразднены.
В апреле 1992г. была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)  ориентированная на защиту населения и территорий страны от опасностей  как мирного , так и военного времени .
Название «РСЧС»,  в связи с изменившимся предназначением и возложенными задачами ,  было уточнено в ноябре 1995г. и она стала называться Единой государственной системой  предупреждения и ликвидации ЧС с сохранением прежней аббревиатуры – « РСЧС».

Из всех восьми этапов развития системы следует особое внимание обратить на шестой и седьмой этапы развития:

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.)
Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени.
     Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.)
     На данном этапе развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. 
    На данном этапе на ГО были возложены задачи

     по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. 

   О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; 

Таким образом , было положено начало существованию в стране двух государственных систем, одна из которых решает задачи защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий – гражданская оборона (ГО), а вторая – защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?
Прежде всего, она состоит в создании системы соответствующих организационных структур.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах могут  использоваться силы и ресурсы в том числе и  гражданской обороны.
          Принципы организации и ведения гражданской обороны определены в ст.4 Федерального  закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»:

         Подготовка государства к ведению    гражданской обороны осуществляется  заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной  техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при  военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.  (в ред. Федеральных законов от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 29.06.2015 N 171-ФЗ)
         Ведение гражданской обороны     на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.      (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)
               Состояние ГО должно обеспечивать гарантированный уровень     
     защищённости населения, материальных и культурных ценностей,   
     характерных для той или иной территории страны, при минимальном   
     уровне  финансовых и материальных затрат. Сегодня  на состояние и  
     развитие ГО влияет целый комплекс факторов, появляются новые виды  
     опасностей и угроз. Свой отпечаток накладывает и экономическая   
     ситуация.
                Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и   
     организациях осуществляют их руководители.
            Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
       Все руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
                 Структура ГО можно представить как совокупность

 
  • Органов управления (руководство гражданской обороны эвакуационные органы, комиссии по повышении устойчивости  функционирования экономики и организаций  в  мирное и военное время, органы государственного надзора в области гражданской обороны)
  • Сил и средств
  • Запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
  • Систем связи и оповещения
                  Чрезвычайно-важным обстоятельством является то, что структура ГО в России – едина от федерального до объектового уровня. 
         К силам гражданской обороны относятся: 

 
  • спасательные воинские формирования  федерального  органа  исполнительной  власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,
  • подразделения федеральной противопожарной службы,        
  • нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне,
  • аварийно-спасательные формирования и спасательные службы,
  • а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

             Как уже упоминалось, 27 декабря 1990 года Постановлением Правительства Российской Федерации был создан Российский корпус спасателей. Его целями объявляются: прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Корпус возглавил С. Шойгу. В 1991 году на базе штаба ГО Российской Федерации и корпуса спасателей был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), который 10 января 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС.
        Таким образом, ГО как организация прекратила свое существо­вание и была преобразована в систему мероприятий  по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС.
         Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
         21 декабря 1994 года был принят Закон Российской Федерации
№ 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
         5 ноября 1995 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Указанным Постановлением утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым определены организационная структура и задачи РСЧС. (утратило силу              N 794)

(Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций -  утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794)
          Таким образом, РСЧС юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.
          В настоящее время система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана, и по оценке не только наших специалистов, но и специалистов в этой области из других стран, созданная в России система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является одной из лучших в мире. Такие страны, как Япония, Китай при создании национальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, избрали Российскую модель.


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Основной целью создания этой системы было - объединение усилий ОИВ всех уровней и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.  Законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования системы составляют: Конституция РФ, более 60 ФЗ, свыше 120 постановлений Правительства и 300 ведомственных приказов, положений и инструкций.
      Важнейшим фактором, влияющим на функционирование системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного, техногенного характера.
За время существования РСЧС проделана большая работа по их становлению и развитию.
Создана нормативная правовая база функционирования РСЧС, созданы силы и средства системы, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных уровнях для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработаны технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д.
Сегодня Единая государственная система  предупреждения и ликвидации ЧС     осознается гражданами России как структура, способная обеспечить  их   безопасность   в  мирное  время.                               
Анализ ее деятельности на всех уровнях показал ее дееспособность и готовность к своевременному проведению всего комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий различных аварий, катастроф и стихийных  бедствий  как  в  мирное,  так  и  в  военное  время.



 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Гидрометцентр России
___________________________________________________________________________________________________________________________________
ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области. 460021, ул. Луговая 78а, e-mail: orenumc@mail.ru
Директор: 33-46-16 Бухгалтерия: 70-75-11 Начальник учебного отдела и менеджер: 70-75-56 Мастер производственного обучения: 33-67-91 факс: 33-67-91