1. Основные понятия
В настоящем Положении применяются следующие понятия:
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Общие положения
2.1. Настоящее положение определяет порядок использования дистанционных образовательных технологий в ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области слушателей по программам дополнительного профессионального образования, а также регулирует отношения участников образовательного процесса, устанавливает их права и обязанности.
2.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и Уставом ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области.
3. Цели и задачи обучения с применением ДОТ
3.1. Целями применения ДОТ в учебном процессе являются:
- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах;
- удовлетворение потребности личности в получении образования;
- предоставление отдельным категориям слушателей в ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области возможности освоения программ дополнительного профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания.
3.2. ДОТ позволяют решить следующие задачи:
- усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы слушателей;
- снижение затрат на проведение обучения (в т.ч. аренда помещений, проезд к месту учебы, как слушателей, так и преподавателей и т. д.);
- возможность проводить обучение значительно большего количества человек, в том числе по договорам коллективного обучения с предприятиями и организациями;
- повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
- обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
- создание условий для применения системы контроля качества образования;
- создание единой образовательной среды.
4. Организация обучения с применением ДОТ
4.1. ДОТ применяется только для слушателей заочной формы обучения.
4.2. Реализация учебного процесса с использованием ДОТ включает в себя следующие этапы:
- Формирование группы слушателей, обучаемых с использованием ДОТ;
- Регистрация слушателей в программе мастером производственного обучения;
- Рассылка учебного материала, инструкции по прохождению тестирования, инструкции по установке видеосвязи с преподавателем, инструкции по организации доступа к вебинарам, расписания проведения вебинаров, ссылки для участия в вебинаре на электронную почту слушателям;
- Самостоятельная регистрация слушателей на сайте проведения вебинаров в соответствии с инструкцией;
- Изучение учебного материала слушателями, посещение вебинаров;
- Консультации слушателей с преподавателями посредством видеосвязи;
- Сдача текущего и итогового тестирования слушателями.
6. Кадровое, материально-техническое обеспечение и контроль за обучением с применением ДОТ
6.1. Проведение учебного процесса по ДОТ осуществляется мастером производственного обучения.
Мастер производственного обучения проводит практические установочные занятия по применению ДОТ; участвует в организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий для слушателей, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий; готовит и систематизирует учебные материалы, вопросы для слушателей, обучающихся с применением ДОТ.
Мастер производственного обучения при поддержке инженера-программиста формирует перечни записей вебинаров (плей-листы) для каждой категории слушателей, обучающихся с применением ДОТ.
6.2. Проведение учебного процесса по ДОТ реализуется при технической поддержке инженера-программиста, методиста, преподавателей и учебного мастера.
Преподаватели совместно с методистом составляют, корректируют учебный материал и тестовые задания.
Инженер-программист занимается технической поддержкой, организацией доступа к вебинарам.
Сопровождение проведения вебинаров, контроль посещения вебинаров слушателями, систематизация вопросов слушателей в процессе проведения вебинаров в режиме реального времени и передачу их преподавателю за десять минут до конца занятия осуществляет учебный мастер. В случае его отсутствия обязанности выполняет мастер производственного обучения при поддержке инженера-программиста.
6.3. Все руководящие и педагогические работники, задействованные в организации, проведении и обеспечении учебного процесса с использованием ДОТ должны иметь соответствующую подготовку.
6.4. В основе ДОТ лежат: программное обеспечение Яндекс Формы, учебный материал, инструкции по прохождению тестирования и видеосвязи с преподавателями, инструкции по организации доступа к вебинарам, общедоступные программные средства видеосвязи, проведения вебинаров.
6.5. Координация и контроль за внедрением ДОТ возлагается на заместителя директора - начальника учебного отдела ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области.
7. Участники обучения с применением ДОТ
7.1. Участниками обучения с применением ДОТ являются руководство и преподавательский состав, мастер производственного обучения, методист, инженер-программист, учебный мастер ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области, слушатели. Их права и обязанности закреплены в уставе ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области.